Пожарно-техническая экспертиза транспортных средств

Возникновение пожаров в транспортном средстве занимает второе место среди общего числа возгораний. На первой позиции – жилые здания. Для предупреждения или выявления причин возгорания рекомендуется проводить профессиональную пожарную экспертизу автомобиля. Только она может максимально точно определить, почему произошло воспламенение.

Причины возникновения пожаров в машине

Материалы, из которых изготавливаются современные автомобили, слабо противостоят огню, поэтому опасность нахождения в них при нестандартных ситуациях увеличивается. Существует множество причин возгорания:

  1. Ошибки производства. Неисправной может быть любая деталь, например, топливный бак. Малейшее изменение температуры ведет к угрозе возгорания.
  2. Электрические и гибридные аккумуляторы. При утечке охлаждающей жидкости и ее взаимодействии с поврежденной батареей может начаться воспламенение.
  3. Аварии. Конструкция машины подразумевает, что основной удар приходится именно на корпус, но на практике это не всегда так. В некоторых случаях могут быть повреждены внутренние детали, способные загореться.
  4. Перегрев двигателя. Чрезмерное нагревание ведет к изменению температуры масла или охладителя. Жидкость начинает выдавливаться из зоны циркуляции и попадает на горячие детали, провоцируя пожар.
  5. Поджог. Преступная деятельность с целью уничтожения движимого имущества часто осуществляется легковоспламеняющейся жидкостью. Именно с анализом ее следов проводится экспертиза. Анализируются вещественные доказательства для установления личности поджигателя, степени ущерба.

Основная цель экспертизы

Большинство автовладельцев прибегают к пожарной экспертизе уже на стадии досудебных разбирательств. Оппонентами могут быть страховые компании, поджигатели, организации, выполняющие техобслуживание. Главная цель процедуры – выявление объективных причин возгорания, а также отслеживание процесса распространения огня. Только после этого можно говорить о причине. Если она связана с технической неисправностью, определяется конкретная деталь, от которой начался пожар. В случае поджога выясняются механизмы, средства, а также точное время.

Комплексное мероприятие

Квалифицированная экспертиза объединяет несколько важных процедур:

  • Трасологический анализ (изучаются непосредственно следы пожара, выявляются вещественные доказательства);
  • Автотехническая экспертиза (выяснение технического состояния транспортного средства, а также дорожных условий);
  • Пожарно-техническая экспертиза (проводится по факту возгорания, оценивается ущерб, нанесенный пожаром).

Данное мероприятие имеет материальную и нематериальную сторону. Под материальной подразумевается анализ обстановки того места, где возник пожар, материалов, веществ, механизмов. Нематериальная – это сбор информации из версий пострадавших лиц, свидетелей, ответственных за пожарную безопасность. Исследуется документация, такая как проектные, разрешительные и регламентирующие документы.

Основные технические вопросы

Отдельно существует процедура выявления причин возгорания из-за технической неисправности. Для этого определяют следующие аспекты:

  • Какова температура возгорания различных веществ;
  • Какой материал горел и каков характер самого огня (цвет, запах);
  • От какого источника поджигания загорелся материал;
  • Внешние условия (температура воздуха на улице, скорость, с которой ехал автомобиль и т.д.);
  • Были ли допущены нарушения технической и пожарной безопасности при установке владельцем системы климат-контроля, осветительных приборов и др.

Временной критерий

Важно проводить пожарную экспертизу ТС сразу после происшествия, так как еще не утрачены следы горения. Важен сам объект исследования. Оперативное привлечение эксперта исключает вероятность искажения общей картины происшествия, поэтому определить причину возгорания будет намного проще. Если процедура связана с судебным процессом (который может надолго затянуться), правозащитники рекомендуют производить подробную фотосъемку автомобиля сразу после пожара. Это связано с тем, что следы огневого воздействия постепенно стираются, выглядят не такими четкими. Приобщение фотографий к судебному делу не только допускается, но и рекомендуется.

Правовая сторона экспертизы

При проведении пожарной экспертизы следует учитывать, что она не решает правовые аспекты дела. Ее данные учитываются в суде, но сам эксперт не определяет вину третьих лиц за то, что в транспортном средстве произошло возгорание. Уполномоченный человек лишь узнает техническую сторону вопроса. Далее заключение уже отправляется в суд или другим компетентным органам, которые занимаются расследованием. При этом экспертная служба может предоставить клиенту своего юриста, помогающего правильно привлечь к делу решение эксперта, а также объясняющего пострадавшему лицу, как ему вести себя во время расследования.

После завершения пожарной экспертизы устанавливается субъект, который обязан понести ответственность. Если воспламенение возникло по техническим причинам, компенсацию обязан выплачивать производитель автомобиля или СТО, обслуживающая его. В истории практически каждого автомобильного бренда был хотя бы один случай, когда производитель отзывал модель на доработку. Например, компания FORD вынуждена была вернуть машины из-за несовершенного топливного бака. Если же причина в поджоге, то ответственен поджигатель.

Отдельным вопросом стоят взаимоотношения владельца транспорта со страховой компанией, которая в обязательном порядке требует проведения пожарной экспертизы. Единственный пункт, по которому страховщик не обязан выплачивать страховку, – поджог самим владельцем. Такая практика существует и часто становится причиной острого конфликта.

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика