Искусствоведческая экспертиза

Что такое искусствоведческая экспертиза

С помощью искусствоведческой экспертизы определяется культурная или историческая ценность различных объектов. Спектр объектов очень широк. Искусствоведческая экспертиза исследует картины, скульптуры, тексты, оружие, музыкальные произведения – это лишь малая часть объектов, которые могут иметь как культурное, так и историческое значение. Подобная экспертиза также проводится в отношении предметов, не имеющих художественной ценности, зато представляющих собой историческую редкость – монеты, открытки, марки. Это может быть любой предмет, характеризующий ту или иную историческую эпоху.

К экспертизе привлекаются специалисты в соответствующей области деятельности. Ими могут быть как искусствоведы, работники музеев, литературных архивов, так и профессионалы, работающие в отрасли, к которой принадлежит исследуемый объект – оружейники, религиоведы, литературные критики. Такие специалисты, как эксперты-искусствоведы, встречаются довольно редко, по причине слишком широкой сферы интересов экспертизы данного вида. Поэтому, как правило, в состав экспертной комиссии входят искусствоведы, специализирующиеся в узкой области.
Задачи, которые решает искусствоведческая экспертиза

Задачи искусствоведческой экспертизы многообразны и зависят от объекта исследования, области, в которой проводится экспертиза, дела (уголовного или гражданского), в рамках которого она проводится и других факторов.

Различают два вида экспертиз: атрибуция и, собственно, искусствоведческая экспертиза. Цель атрибуции – исследовать объект, установить его характеристики, классифицировать и определить стоимость.

Цель экспертизы – установить подлинность объекта – то есть понять, соответствует ли он заявленному набору характеристик. Часто целью экспертизы становится подтверждение или опровержение результатов атрибуции.

Задачи искусствоведческой экспертизы:

Установление культурно-исторической ценности объекта.
Классификация объекта – к какому виду искусства или ремесла он относится, начиная от глобальных различий типа: картина или оружие, заканчивая детальной классификацией, в которую может входить жанр, эпоха, место изготовления, принадлежность к той или иной школе.
Определение материалов, из которых изготовлен объект.
Определение состояния объекта, его сохранность, наличие или отсутствие дефектов.
Определение времени изготовления объекта – от эпохи до конкретного года.
Установление авторства. Данный вопрос ставится в двух случаях: автор неизвестен и необходимо его идентифицировать; автор известен предположительно, и необходимо установить, на самом ли деле объект выполнен его рукой.
Определение места изготовления.
Определение степени уникальности объекта.
Определение оригинальности объекта – является он оригиналом или копией.
Установление наличия переделок или реставрационных работ.
Определение стоимости объекта.
Установление подлинности объекта.
Определение принадлежности объекта к порнографической либо эротической продукции.

Объекты, исследуемые в рамках искусствоведческой экспертизы

Составить полных перечень объектов, которые исследует искусствоведческая экспертиза, невозможно, потому что спектр предметов, имеющих отношение к культуре и искусству, очень широк и постоянно пополняется, а если объект претендует на историческую ценность, он может в этот спектр и вовсе не входить.

Тем не менее, существует список наиболее распространенных объектов, которые отдают на искусствоведческую экспертизу.

Живопись – картины, иконы, мозаики, фрески, графические изображения. Материалы и могут быть самые разные – холст, дерево, металл, камень, картон. Это относится и к краскам – исследуются картины, написанные маслом, акварелью, гуашью, и другими средствами, вплоть до угля и восковой живописи.
Скульптура – гипсовая, глиняная, восковая, бронзовая, других видов металла. Это далеко не полный перечень материалов. Исследуются скульптуры, изображающие тела людей и животных, их лица, места и предметы, сложные сцены. Также исследуются рельефные изображения – разновидность скульптуры, вылепленная на плоском фоне.
Декоративно-прикладное искусство – вазы, статуэтки, другие произведения из керамики, фарфора, фаянса, часто с нанесенным на них изображением.
Тексты – проза и стихи, книги, рукописи. Здесь может иметь значение не только произведение целиком, но и небольшой автограф известного автора – например, страница, написанная его рукой.
Музыкальные произведения.
Фото- и видеоматериалы.
Старинная мебель.
Одежда прошлых веков.
Старые открытки, марки.
Монеты, давно вышедшие из обращения.
Старинное оружие.
Иные вещи, не представляются ценности в качества предметов искусства, но изготовленные много веков назад.
Эротические/порнографические материалы.

Существующие методы

Химико-технологический – наиболее распространенный метод, которым пользуются в ходе искусствоведческой экспертизы . Он определяет состав и соотношение материалов, из которых изготовлен исследуемый объект. Таким образом, устанавливается возраст объекта – каждой эпохе соответствуют свои материалы и своя технология изготовления. Также с помощью этого метода устанавливается авторство – определяется, характерны ли данные материалы и способ их обработки для того или иного автора.

Химическо-технологический анализ включает в себя несколько разных видов:

Рентгенофлуорисцентный анализ
Ультрафиолетовый анализ
Традиционные микрохимические методы
Микроскопический анализ.

Цифровой анализ позволяет наиболее точно определить руку мастера – исследуется структура мазков, штрихов, линий, особенности лепки, почерк.

Графологический анализ используется при исследовании текстов, подписей на картинах. Он позволяет установить авторство.

Это далеко не полный перечень существующих методов искусствоведческой экспертизы. Так, для того, чтобы установить, является ли объект исследования исторической редкостью, требуется информация о существующих в современном мире аналогичных предметах искусства или исторических объектах – то есть исследование частных и музейных коллекций. Для оценки стоимости – изучение цены аналогичных произведений на современном рынке. Для исследования акустического произведения – музыкальный анализ.

Правовые аспекты

Искусствоведческая экспертиза проводится в рамках как уголовных, так и гражданских судебных дел. К уголовным относятся хищение, контрабанда, нарушение авторских прав, различные виды мошенничества – например, торговля поддельными предметами искусства. К гражданским – наследственные споры, раздел имущества. Также подобная экспертиза может быть проведена по желанию хозяина исследуемого объекта, с целью установления его подлинности, ценности, эпохи и других интересующих заказчика вещей.

Особое место среди искусствоведческих экспертиз занимает исследование материалов на предмет порнографии – это также относится к уголовному судопроизводству. Распространение порнографических объектов преследуется по закону, однако их изготовители и владельцы пытаются обойти закон, выдавая порнографию за эротику. Чтобы разрешить спорную ситуацию, проводится искусствоведческая экспертиза.

Преступления, в рамках которых может потребоваться искусствоведческая экспертиза, определяются следующими статьями УК РФ:

146 – нарушение авторских и смежных прав.
159 –мошенничество. Сюда изготовление и торговля поддельными предметами искусства.
164 – хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, независимо от способа хищения.
190 – невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.
222 – незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
242 – незаконные изготовление и (или) перемещение через Государственную границу Российской Федерации в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов. В том числе статья 242.1 – порнография с изображениями несовершеннолетних, и статья 242.2 – использование несовершеннолетнего в целях изготовления порнографических материалов или предметов.
243 – уничтожение или повреждение памятников истории, культуры

Искусствоведческая экспертиза может потребоваться и для расследования преступлений, предусмотренных иными статьями УК.

Вопросы, которые следует задать эксперту-искусствоведу

В зависимости от исследуемого объекта и цели, ради которой он исследуется, перед участниками экспертной комиссии могут ставится совершенно разные вопросы. Ниже перечислен наиболее полный список вопросов, на которые может ответить искусствоведческая экспертиза. Как правило, при исследовании конкретного предмета нужен ответ лишь на часть из них.

Имеет ли объект культурную ценность, то есть является ли предметом искусства?
Имеет ли объект историческую ценность?
К какому виду искусства или ремесла относится объект?
Из какого материала изготовлен объект?
В каком состоянии находится объект, имеются ли у него дефекты?
Из каких материалов изготовлен объект?
В какое время изготовлен объект?
Кто автор объекта?
Где был изготовлен этот объект?
Уникален ли данный объект – то есть существует в единственном экземпляре или имеются другие аналогичные объекты?
Объект является оригиналом или копией?
Подвергался ли объект переделке, реставрации, если да – какие его части доделывались или реставрировались, насколько это повлияло на его состояние, сохранился ли изначальный смысл?
Какова стоимость объекта на современном рынке?
Является ли объект подлинным – то есть тем, за что его выдают? Это относится к авторству, возрасту, тематике и т.д.
Относится ли данный объект к порнографии или является эротической продукцией?

источник

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика