Что такое таможенная экспертиза?

Что такое таможенная экспертиза?

В Интернете можно найти много определений таможенной экспертизы, которые представляют собой вольные интерпретации легального определения из ТК ТС.

Вот некоторые из них:

1. «Таможенная экспертиза представляет собой одно из уникальнейших на текущий момент явлений в области судебной экспертизы». Однако наука о судебно-экспертной деятельности не относит таможенную экспертизу к судебным экспертизам.

2. «Безусловно, таможенная экспертиза представляет собой одну из форм или проявлений государственного контроля внешнеэкономической деятельности.

В спорных ситуациях с помощью товарной таможенной экспертизы решаются основные проблемы классификации товаров и устанавливаются спорные позиции товарной номенклатуры ВЭД, используемые в практике международной торговли.
С помощью таможенной экспертизы разрешаются спорные вопросы, связанные с определением (идентификацией) и регулированием качества (ассортимента) и экологической безопасности товаров при международных сделках купли-продажи».

В юридически значимой практике в таможенной сфере отсутствует понятие товарной таможенной экспертизы, при этом в ТК ТС понятие товара не совпадает с понятием продукции в товарной экспертизе. Кроме того, таможенная экспертиза как юридический инструмент, а не форма таможенного контроля применяется только при выполнении операций таможенного контроля и не предусматривает «идентификацию» качества и экологической безопасности.

3. «Таможенная экспертиза – это специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела – фискального, контрольного, экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующих выполнения самых различных экспертиз».

В рамках таможенной экспертизы выполняются прагматические исследования конкретного объекта на основе научно обоснованных методик, но никак не научные и (или) практические исследования.

4. «Таможенная экспертиза – это ряд мероприятий, которые созданы для единой цели – вести строгий учет и контроль товаров, продукции и т.п., переправляемых через государственную границу».

Таможенная экспертиза не имеет отношения к учетным операциям, а понятие продукции в таможенном деле не используется.

Таким образом, лица, рекламирующие экспертные услуги в таможенной сфере, слабо представляют себе юридические свойства таких услуг и, как неофиты, не интересуются ее историей для правильного понимания генезиса понятия экспертизы в таможенном деле.

Дело в том, что и ТК ТС неоднозначно определяет понятие таможенной экспертизы и таможенного эксперта.

Таможенная экспертиза представлена в ТК ТС как:

«организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования».

Должностные лица Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России (далее – ЦЭКТУ) или его филиалов в юридической роли таможенного эксперта, наверное, решают задачи в области таможенного администрирования путем выполнения таможенных операций в соответствии с таможенной процедурой (порядком), в том числе исследовательские операции в соответствии с методиками, оформленными как нормативно-технические документы.

Эти операции заканчиваются оформлением заключения таможенного эксперта.

Cогласно ст. 4 ТК ТС «таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза».

Учитывая, что заключение эксперта может быть использовано в квазисудебных действиях должностного лица таможенного органа в соответствии с КоАП РФ, понятие таможенной экспертизы должно соотноситься с понятием судебной экспертизы, хотя таможенная экспертиза регулируется только ТК ТС.

В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» судебная экспертиза состоит из проведения исследования и дачи заключения, а организация судебной экспертизы входит в судебно-экспертную деятельность. Поэтому понятие таможенной экспертизы не может содержать понятие ее организации.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 «О Федеральной таможенной службе» в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФТС России имеет право:

  • организовывать проведение таможенной, судебной экспертиз, исследований, а также осуществление научно-методического обеспечения экспертной деятельности таможенных органов;
  • привлекать экспертов (специалистов) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы.

Отдельной формой применения юридического инструмента специальных знаний являются специальные исследования (исследования), применение которых регламентируется Приказом ФТС России.

Необходимо отметить, что результат специального исследования, который необоснованно называют «справкой специалиста», а также заключение таможенного эксперта можно использовать в судебных процессах при соответствующем процессуальном оформлении.

В частности, согласно ст. 171 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О таможенном регулировании в Российской Федерации», «результаты проведения таможенного контроля, оформленные в соответствии с положениями настоящего раздела, могут быть допущены в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении указанных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».

Далее отметим, что понятие заключения таможенного эксперта в ТК ТС также имеет юридические недостатки.

В соответствии со ст. 137 ТК ТС «заключение таможенного эксперта (эксперта) – документ, содержащий результаты проведенного исследования и выводы таможенной экспертизы в виде ответов на поставленные вопросы, оформленный в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза».

Этот документ должен содержать сведения о назначении и проведении экспертизы, в том числе сведения о представленных объектах экспертизы и проведенном их исследовании в рамках экспертизы и выводы эксперта (экспертов).

В соответствии с вышеуказанным Постановлением в полномочия ФТС России входит право принимать нормативные правовые акты, в частности, определяющие:

  • порядок отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы, а также формы решения о назначении таможенной экспертизы, заключения таможенного эксперта (эксперта) при проведении таможенной экспертизы;
  • порядок приостановления сроков проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля;
  • порядок принятия решения о привлечении эксперта (специалиста) иной уполномоченной организации к проведению таможенной экспертизы.

Эти полномочия были реализованы в Приказах ФТС России на основании решения Комиссии Таможенного союза.

К сожалению, понятие таможенного эксперта в ТК ТС также не дает возможности раскрыть понятие «таможенной экспертизы»:

«должностное лицо таможенного органа, уполномоченное на проведение таможенной экспертизы».

Процедура (порядок) уполномочивания лица таможенного органа (ЦЭКТУ) отсутствует, но существует Положение об аттестации экспертов ЦЭКТУ. Однако это Положение предусматривает аттестацию должностных лиц ЦЭКТУ (в ЦЭКТУ нет должностей таможенных экспертов) на право самостоятельного производства судебных экспертиз.

Косвенный перечень судебно-экспертных специальностей, по которым аттестуются должностные лица ЦЭКТУ и его филиалов, можно найти в Приказе.

В частности, в нем выделены 47 судебно-экспертных специальностей. К сожалению, в этом Приказе отсутствует программа подготовки должностных лиц ЦЭКТУ и его филиалов по таможенно-экспертным специальностям.

Отсутствие программы подготовки по таможенно-экспертным специальностям не дает возможности иным экспертным структурам осуществлять аттестацию своих работников на право самостоятельного проведения экспертиз по таможенно-экспертным специальностям и, соответственно, легитимно выполнять таможенные экспертизы для таможенных органов. Это ставит под сомнение возможность их уполномочивания ФТС России в соответствии с ТК ТС.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что должностные лица ЦЭКТУ фактически назначаются на юридическую роль таможенного или судебного эксперта (эксперта) уполномоченными руководителями ЦЭКТУ или его филиалов для выполнения таможенных или судебных экспертиз на время их выполнения.

Однако юридический статус аттестованного должностного лица ЦЭКТУ или его филиалов на право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по определенной таможенно-экспертной специальности не имеет юридического обоснования. Хотя в соответствии с Приказом в полномочия ЦЭКТУ входит аттестация экспертов на право самостоятельного производства таможенных и судебных экспертиз, первое положение пока публично не реализовано.

При наличии аттестации должностных лиц ЦЭКТУ и его филиалов на право самостоятельного проведения таможенных экспертиз по определенным таможенно-экспертным специальностям понятие таможенно-экспертной (специальной) аттестации имело бы юридическое значение и позволило бы проводить такую аттестацию иных лиц, заинтересованных в проведении таможенных экспертиз товаров (экспертиз товаров в таможенных целях).

Последнее важно, так как ст. 173 указанного выше Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусматривает назначение таможенной экспертизы экспертам (специалистам) иной уполномоченной организации и производится в случае невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами, а ФТС России регламентирует их уполномочивание с помощью Приказа и письма.

Недавно ФТС России утвердила Концепцию экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации на период до 2020 года (опубликована не была).

Среди основных целей Концепции можно выделить те, достижение которых должно позволить повысить эффективность взаимодействия таможенных органов и экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ при проведении таможенных экспертиз, исследований в рамках обеспечения оперативно-розыскной деятельности и судебных экспертиз, в частности, путем:

  • сокращения сроков проведения экспертиз;
  • повышения обоснованности и достоверности результатов экспертиз;
  • расширения перечня исследуемых товаров, документов и видов проводимых экспертиз.

В Концепции отмечается, что в части экспертного обеспечения деятельности таможенных органов необходимо разработать и ввести в действие ряд правовых актов, регламентирующих порядок:

  • взаимодействия подразделений с таможенными органами при назначении и проведении таможенных экспертиз/экспертиз;
  • назначения и проведения экспертизы до момента таможенного декларирования товара, в том числе с целью принятия предварительного решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.

Если первый пункт фактически раскрывает содержание понятия экспертного обеспечения как взаимной экспертной деятельности лиц, назначающих и выполняющих экспертизы в таможенных целях, то второй пункт подразумевает регулирование взаимной, но не таможенно-экспертной, а исследовательской деятельности лиц, осуществляющих принятие классификационных решений, и лиц, выполняющих эти исследования. Такие исследования с юридической точки зрения не относятся к таможенным экспертизам, выполняемым только в рамках таможенного контроля, или иным видам экспертиз.

Поэтому к экспертизам и исследованиям в таможенных целях можно отнести:

  1. таможенные экспертизы (экспертизы при таможенном контроле);
  2. специальные исследования;
  3. судебные экспертизы.

Учитывая, что в ТК ТС к товарам относят любое движимое имущество в материально-вещественной форме, т.е. предметы, перемещаемые через таможенную границу, включая документы, то объектами этих экспертиз и исследований являются пробы (образцы) товаров, планируемых к перемещению, перемещаемых или перемещенных через таможенную границу.

В качестве выводов

  • Таможенная экспертиза назначается и выполняется в рамках таможенного контроля и является элементом экспертизы в таможенном деле.
  • Экспертиза в таможенном деле – это элемент юридического инструмента специальных знаний в таможенном деле. В этот инструмент также входят специальные исследования или содействие лиц, обладающих специальными знаниями в юридической роли специалиста (не надо смешивать с понятием дипломированного специалиста).
  • Хотя в ТК ТС упоминаются исследования как отдельный вид специальных знаний, в отличие от исследований в рамках таможенной экспертизы, но в гл. 20 ТК ТС такие исследования никак не урегулированы. Это заставляет должностных лиц ЦЭКТУ или его филиалов оформлять результаты специального исследования в виде так называемой справки специалиста. Статус и подготовка справки специалиста не имеет законодательного регулирования, и поэтому она является нелегитимным документом.
  • Понятие экспертизы в таможенных целях является самым общим понятием, в которое входят понятия таможенной экспертизы и экспертизы в таможенном деле

источник

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика